Онлайн-конференция с операторами связи, оказывающими услуги связи по доступу к сети «Интернет» по проблемным вопросам ограничения доступа к запрещенной информации

23 мая 2017 10:00 - 23 мая 2017 15:00

Управление Роскомнадзора по Сибирскому федеральному округу 23 мая 2017 года с 10:00 до 15:00 (время новосибирское) проводит онлайн-конференцию с операторами связи, оказывающими услуги доступа к сети «Интернет», по проблемным вопросам ограничения доступа к информации, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Обращаем внимание, что поступающие вопросы проходят предварительную модерацию с целью определения их соответствия тематике конференции, исключения повторов и т.д.

Ответы, которые специалисты не успеют предоставить в отведенное для онлайн-конференции время, будут опубликованы позже, по мере готовности.

Участники конференции

Слепцов Алексей Васильевич
заместитель руководителя - начальник отдела надзора в сфере электросвязи Управления Роскомнадзора по Сибирскому федеральному округу
Пустынникова Ирина Анатольевна
ведущий специалист-эксперт отдела надзора в сфере электросвязи Управления Роскомнадзора по Сибирскому федеральному округу
Постнов Виктор Борисович
начальник Управления информационных технологий филиала ФГУП «РЧЦ ЦФО» в Сибирском федеральном округе
Киметов Дмитрий Валенурович
начальник группы мониторинга Интернет ресурсов филиала ФГУП «РЧЦ ЦФО» в Сибирском федеральном округе»

Вопросы

8
Олег
В интернете полно ссылок на обход блокировок заблокированных интернет сайтов, почему эти ссылки не запрещают и не удаляют с интернет страниц?
Слепцов Алексей Васильевич, заместитель руководителя - начальник отдела надзора в сфере электросвязи Управления Роскомнадзора по Сибирскому федеральному округу

Оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее Федеральный закон № 149). С 1 ноября 2012 г. вступила в силу статья 15.1 Федерального закона № 149, касающаяся создания, формирования и ведения Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Единый реестр ведется в соответствии Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – Правила № 1101), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. № 1101.

Основаниями для включения в единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, являются:

а) решения следующих уполномоченных федеральных органов исполнительной власти (далее - уполномоченные органы):

Министерство внутренних дел Российской Федерации - в отношении распространяемой посредством сети "Интернет" информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, а также о способах и местах культивирования наркосодержащих растений;

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении распространяемой посредством сети "Интернет" информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций - в отношении:

материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера, распространяемых посредством сети "Интернет";

информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, о способах и местах культивирования наркосодержащих растений и о способах совершения самоубийства и призывов к совершению самоубийства, размещенной в продукции средств массовой информации, распространяемой посредством сети "Интернет";

информации, распространяемой посредством сети "Интернет", решение о запрете к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом;

Федеральная налоговая служба - в отношении распространяемой посредством сети "Интернет" информации, нарушающей требования Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона "О лотереях" о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети "Интернет" и иных средств связи;

б) вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией.

В соответствии с пунктом 6 Правил № 1101 в электронном виде создана форма для приема обращений граждан, органов государственной власти и органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, общественных объединений, а также иных некоммерческих организаций, о наличии на страницах сайтов в сети «Интернет» запрещенной информации и для взаимодействия с указанными органами власти, физическими и юридическими лицами в рамках деятельности по формированию и ведению единого реестра. Эта форма размещается по адресу: http://eais.rkn.gov.ru/. В случае наличия на страницах сайтов в сети «Интернет» запрещенной информации Вы имеете право заполнить вышеуказанную форму.

7
Сергей
Ввиду отсутствия проверок на валидность при заполнении реестра (например, url и domain в записи 496737 текущего реестра, ipSubnet в записи 313668 реестра от 2017-04-27) что должен блокировать оператор при получении в реестре следующей с виду безобидной, но некорректной записи типа ipSubnet: "1.2.3.4/0"? Считать некорректной маску и блокировать только IP 1.2.3.4? Считать некорректным IP и блокировать сеть, вычисленную по маске 0.0.0.0/0? Считать запись невалидной и не блокировать ничего?
Киметов Дмитрий Валенурович, начальник группы мониторинга Интернет ресурсов филиала ФГУП «РЧЦ ЦФО» в Сибирском федеральном округе»

В данной ситуации необходимо блокировать указанный IP-адрес, маску рекомендуем игнорировать, т.к. в данном конкретном случае маска для данного адреса будет некорректной.

6
Андрей
Много говорилось о улучшении взаимодействия операторов и РКН и по прежнему ничего не делается для этого со стороны РКН. Доступ к сайту отчетов Ревизора по прежнему затруднен для автоматических средств оператора по формирования и получению его отчетов. Вопрос, когда это станет возможно? И если это не планируется делать, то следующий вопрос: Возможно ли делать формирование отчетов Ревизора и их рассылку по электронной почте операторам на регулярной основе, а не только по инициативе оператора.
Киметов Дмитрий Валенурович, начальник группы мониторинга Интернет ресурсов филиала ФГУП «РЧЦ ЦФО» в Сибирском федеральном округе»

Данный вопрос будет рассмотрен для включения в план на усовершенствование АС "Ревизор". На данный момент сроки рассмотрения озвучить затруднительно

5
Ольга
Скажите, а где можно увидеть результаты автоматических проверок АС Ревизор? В нашем личном кабинете информации нет такой.
Слепцов Алексей Васильевич, заместитель руководителя - начальник отдела надзора в сфере электросвязи Управления Роскомнадзора по Сибирскому федеральному округу

Результаты проверок оператора связи с помощью АС "Ревизор" можно найти в личном кабинете. Если у вас нет такой возможности, обратитесь в филиал ФГУП "РЧЦ ЦФО" в Сибирском федеральном округе.

4
Э.В.
Вопрос относительно обмена данными по защищенному каналу. Есть заинтересованность в части использования такого сервиса при направлении ответов на запросы. Поскольку персональные данные, упоминаемые в ответах, должны быть защищены, каким образом можно организовать обмен информацией с использованием средств шифрования, ЭЦП. С кем оператор связи может взаимодействовать в Управлении для решения этого вопроса и организации такого обмена?
Киметов Дмитрий Валенурович, начальник группы мониторинга Интернет ресурсов филиала ФГУП «РЧЦ ЦФО» в Сибирском федеральном округе»

В части взаимодействия с АС «Ревизор» и выполнения операторами связи блокировки запрещенных Интернет-ресурсов из реестра ЕАИС, данный вопрос решается внедрением сервера предварительной фильтрации – множество схем реализации данной схемы можно найти в открытом доступе в сети Интернет. Суть схемы состоит в том, что запрос по протоколу HTTPS проходит первичную проверку на присутствие в реестре ЕАИС на данном сервере и после определения наличия ресурса в числе запрещенных происходит «подмена сертификата», доступ к сайту не предоставляется, отображается настроенная страница блокировки. В случае отсутствия сайта в реестре – сайт считается открытым и «подмена сертификата» не производится, работа с таким сайтом по протоколу HTTPS или с использованием ЭЦП в штатном для пользователя режиме.

По данному вопросу оператор связи может обратиться в филиал ФГУП "РЧЦ ЦФО" в Сибирском федеральном округе, телефон технической поддержки: (383) 223-11-82.

3
Виктор
Доброго дня! Есть ли программное обеспечение для блокирования ресурсов из реестра запрещенных сайтов, которое Роскомнадзор или РЧЦ могли бы порекомендовать? Спасибо!
Постнов Виктор Борисович, начальник Управления информационных технологий филиала ФГУП «РЧЦ ЦФО» в Сибирском федеральном округе

В настоящее время существует большое количество разработанного программного обеспечения для организации блокировки. 
Программное обеспечение рассчитано на разные уровни операторов и обеспечивают блокировку при различных уровнях нагрузки на сеть (в час наибольшей нагрузки) и различных дополнительных сервисах.
Оператор сам должен определить свои нагрузочные характеристики с учётом перспективы развития абонентской базы и планируемой конфигурации сети. Рекомендовать конкретное программное обеспечение исходя из всего сказанного мы не можем, но в тоже время считаем, что программное обеспечение должно быть выбрано исходя из списка зарекомендовавших себя на рынке систем.

2
Олег Андреевич
Добрый день! Если выгрузку из единого реестра и фильтрацию осуществляет вышестоящий провайдер и с ним подписан договор на предоставление услуг по фильтрации сайтов, то кто будет нести ответственность за неблокировку доступа к запрещенной информации и какой штраф будет?
Пустынникова Ирина Анатольевна, ведущий специалист-эксперт отдела надзора в сфере электросвязи Управления Роскомнадзора по Сибирскому федеральному округу

В соответствии с п.5 ст.46 Федерального закона от 07.07.2007 № 126-ФЗ "О связи" оператор связи самостоятельно несет ответственность за неблокирование информации, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено. В силу изменений, предусмотренных Федеральным законом от 22.02.2017 № 18-ФЗ, КоАП РФ дополнен статьей 13.34: неисполнение оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязанности по ограничению или возобновлению доступа к информации, доступ к которой должен быть ограничен или возобновлен на основании сведений, полученных от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Согласно статьи 13.34 КоАП РФ штрафы на должностных лиц установлены в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

При этом, сообщаем, договорные отношения между присоединяемым и присоединяющим операторами в части предоставления фильтрованного трафика регулируются гражданским законодательством и соответствующим договором.

1
Кирилл
Здравствуйте! По какому критерию оператор связи должен блокировать запрещенный ресурс? Спасибо!
Пустынникова Ирина Анатольевна, ведущий специалист-эксперт отдела надзора в сфере электросвязи Управления Роскомнадзора по Сибирскому федеральному округу

В соответствии с ч. 5 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, содержит идентификаторы запрещенного ресурса. Способ блокировки оператор связи выбирает самостоятельно, однако запрещенный ресурс должен быть недоступен.

Время публикации: 22.05.2017 04:00
Последнее изменение: 22.05.2017 13:45